Электронная аптекаПоиск по текстамкарта сайтаГлавная страница
главная страница уголка пациента
У Г О Л О К    П А Ц И Е Н Т А
Разделы уголка пациента
.
Инфекционные болезни
Аллергические болезни и нарушения иммунитета
Сердечно-сосудистые заболевания
Болезни органов дыхания
Болезни органов пищеварения
Болезни, связанные снарушением обмена веществ
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Кожные болезни
Заболевания нервной системы и органов чувств
Гинекологические заболевания
Заболевания мочеполовой системы
Болезни крови. Онкология
Детские болезни
.
Домашняя аптечка
.
Детская аптечка
Что делать при..?
.
.

НОЛИЦИН

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
дата публикации в Электронной аптеке: 19 апреля 2004

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одно из наиболее часто встречающихся психических заболеваний у детей. Им страдают от 3 до 5% детей, в США называется цифра 2 миллиона детей. У мальчиков СДВГ встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В среднем, в каждом классе есть по крайней мере один ребенок, которому требуется лечение этого заболевания.

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают также около 5% взрослых. Около 60% детей, страдающих СДВГ, имеют проявление этого заболевания и во взрослом состоянии.

Симптомы СДВГ у разных больных могут различаться, но им всем в той или иной степени трудно контролировать уровень своей активности (гиперактивность), сдерживаться (импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). В случаях, когда активность в норме или низка, говорят только о синдроме дефицита внимания (СДВ). Гиперактивность и импульсивность, как правило, уменьшаются с возрастом.

У детей, страдающих СДВГ, обычно проблемы дома и в школе и очень часто — со сверстниками. Есть данные, что если оставить СДВГ без внимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только учебе в вузе и работе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит вклад в склонность к употреблению наркотиков и асоциальному поведению и повышает риск различных травм.

Среди мальчиков СДВГ встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек, но у девочек СДВГ чаще проявляется невнимательностью, и, поскольку они, как правило, не ведут «подрывной деятельности» в классе, у них это заболевание чаще остается незамеченным.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — семейное заболевание. У каждого ребенка, страдающего СДВГ, обычно есть хотя бы один родственник с той проблемой. По крайне у 1/3 мужчин, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, дети страдают тем же. Еще более явным доказательством того, что заболевание передается генетически, является тот факт, что если у одного из близнецов диагностируется СДВГ, то и у другого это заболевание обнаруживается почти всегда.

Нельзя с уверенностью утверждать, что в наше время СДВГ встречается чаще, но совершенно ясно, что количество диагнозов СДВГ за последнее десятилетие возросло Частично это объясняется пристальным интересом к этой проблеме прессы, информированностью родителей и учителей, а также доступностью и эффективностью лечения. Некоторые эксперты считают, что диагноз СДВГ ставят слишком часто, другие — что слишком редко. Так что неизвестно, действительно ли число больных СДВГ возросло, и это требует изучения.

Симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью протекает по-разному у различных больных, но всегда состоит из невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

  • Невнимательность. Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.
  • Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.
  • Импульсивность. Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

СВДГ может сопровождаться депрессией, тревожностью, нарушениями поведения и духом противоречия. Некоторые соматические заболевания имеют те же симптомы, что и СВДГ.

Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка есть проявления СДВГ. Тяжесть этого состояния иногда трудно оценить; убедитесь, что у врача, к которому вы обращаетесь, есть опыт диагностики и лечения СДВГ.

Как диагностируется СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности. Многие проявления, подобные СДВГ, на самом деле являются просто этапами развития ребенка; в одном возрасте это нормально, в другом — нет; более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого его сверстника. Часто СДВГ остается незамеченным до 1-го или 2-го класса, когда оказывается, что ребенок не соответствует школьным требованиям. Случается, что диагноз СДВГ ставят взрослому.

Даже у взрослых СДВГ проявляется по-разному, в зависимости от особенностей личности больного.

Ребенку или подростку диагноз СДВГ ставится обычно после детального обсуждения симптомов с родителями (возможно, учителями) и самим больным и наблюдения за его поведением. Также собирается информация о возможных о похожих проблемах у его родственников. Врач должен принять во внимание возможность других заболеваний, как соматических, так и психических. Специального теста для диагностики СДВГ, как и для большинства психических заболеваний, не существует.

Часто предположения о возможном заболевании высказывают учителя.

Для оценки неврологического статуса и психологического состояния ребенка изучается его медицинская карта. Ребенку предлагается пройти серию обследований:

  • Осмотр и оценка его зрения, слуха, вербальных и моторных навыков. Если есть вероятность того, что гиперактивность вызвана другим заболеванием, назначают дополнительные исследования.
  • Оценка интеллекта, склонностей, черт характера, способности усваивать информацию. Для ребенка школьного возраста это могут сделать родители и учителя.
  • Консультация аллерголога, если есть подозрение на аллергию.

У взрослых диагноз СДВГ может быть поставлен только после тщательного клинического обследования.

Лечение

Лучшим лечением считается сочетание медикаментозной терапии с психологической коррекцией. Очень важно сотрудничество врачей, учителей и родителей.

Стимуляторы. Несмотря на споры о возможных передозировках, основным лечением СДВГ остаются стимуляторы, включая Декседрин, Риталин, Adderall, Cyclert и Dextrostat. (Как ни странно на первый взгляд, стимуляторы часто снижают гиперактивность.) Врач должен тщательно подобрать дозировку и наблюдать за возможным появлением побочных эффектов. Недавно были одобрены новые формы этих препаратов, которые можно принимать один раз в день.

Непсихотропные препараты. Strattera не менее эффективна, чем стимуляторы, и это единственный препарат, разрешенный для лечения СДВГ у взрослых.

Психологическая коррекция. Предпочтительна терапия поведения, особенно если психолог научит родителей специальным приемам, помогающим контролировать поведение ребенка. Часто и ребенка учат специальным техникам, помогающим ему учиться в школе. Другая прекрасная возможность — психотерапия, особенно если ребенок страдает низкой самооценкой.

  • Общайтесь с другими родителями, столкнувшимися с той же проблемой.
  • Сделайте все возможное для повышения самооценки ребенка, ведь из-за дефицита внимания он может неправильно понимать указания и другую информацию, поэтому все вокруг беспрестанно его поправляют.
  • Сразу хвалите и награждайте за хорошее поведение.
  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины; если кто-то остается с ребенком в ваше отсутствие, убедитесь, что он следует вашим методам.
  • Задания должны быть простыми и конкретными («Почисть зубы, а теперь одевайся» — но не «Собирайся в школу»).
  • Поддерживайте ребенка во всем, в чем он силен, особенно в спорте и внешкольных занятиях.
  • Установите определенные правила, касающиеся режима, еды, сна, просмотра телепередач.
  • Не допускайте, чтобы уроки занимали все свободное время ребенка; играть и двигаться для него не менее важно.
  • В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки должны быть убраны так, чтобы не отвлекать его внимание.
Источник Medscape - октябрь 2003

Перевод с англ. В.Гендлиной АТИК
Мед. НОВОСТИ
  Прослушивание музыки помогает пациентам с нарушениями зрения
  Полноценный сон – ключ к здоровью иммунной системы
  Признаки синдрома Дауна обнаружены в стволовых клетках эмбриона
.
ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА
  Цветочная аптека
  Весной душа поет, а кожа страдает
  Витамин D облегчает дыхание
.

Будем очень признательны за рекомендации и замечания по поводу удобства и легкости предложенного интерфейса, а также за информацию о возможно допущенных нами ошибках. Ждем ваших писем по адресу
webmaster@e-apteka.ru
Copyright © 2000 - 2010 разработан и поддерживается ИПИ РАН и АТИК
Рейтинг@Mail.ru